Максимов М - О Бруно Беттельгейме
М.Максимов
О Бруно Беттельгейме
* М.Максимов. Только любовь... Не мало ли? *
Что мы все о взрослых с их бесконечными кризисами и
проблемами? Поговорим о воспитании детей. Этот вопрос волнует
всех, многие согласны, что дела в этой области не всегда
обстоят благополучно. Но почему так?
Мы часто обвиняем наших детей в том, что они
безынициативны, что им ничего не хочется, что им все
неинтересно и т.д. Но встанем на их место и прокрутим пленку
назад. Нам по полтора года, мы только что научились
самостоятельно передвигаться, и перед нами сразу открылся
новый, Удивительный, захватывающий мир. Вот ключ от папиных
ящиков, вот ваза с цветами, мамины часы, но самое интересное --
кран на газовой плите. И все это надо сейчас же потрогать,
положить в рот, все разобрать и во всем разобраться. Но стоит
только протянуть к этому руку -- "Нельзя! Не трогай! Не смей!".
Попробуем еще -- тут уж можно и по рукам получить, и не только
по рукам. И вот, наконец, маленький преступник за решеткой. Он
тихо сидит в углу манежа и сосет соску. Он уже понял, что лучше
всего -- "сидеть тихо и не высовываться", потому что, как
только высунешься,-- сразу получишь по рукам. Очень горько
сознавать, сидя в клетке, что для твоих родителей все эти
неживые вещи -- папины книжки, мамины брошки и т.д.--
значительно важнее, чем ты, чем твои живые чувства.
И вот что удивительно. Эти же самые родители могут
бороться за охрану окружающей среды или за права человека, но
не способны подумать о том, чтобы окружить решеткой не ребенка,
а те, в общем, немногие предметы, до которых ему не стоит
дотрагиваться. Мы запускаем ракеты на Венеру, а создать такие
краны на газовой плите, которые может открыть только взрослый,
-- это нам не под силу. Мы образованны и просвещенны, но детям
от этого не легче. Вот современная мамаша утром обнаруживает у
пятилетнего ребенка мокрую постель. Она начиталась всяких
книжек и знает, что нельзя сына за это наказывать. Но вечером,
когда папа приходит с работы, она закатывает ему грандиозный
скандал, в котором, в частности, упоминается грязное белье,
которое ей приходится за всеми убирать. Все это, разумеется,
при ребенке. Так уж лучше бы она тогда, утром, в сердцах
шлепнула его пару раз.
А вот еще случай. Ребенок только-только начинает говорить.
Его интеллигентная мамаша, вместо того, чтобы приучать его к
горшку, -- теперь это немодно -- заводит специальную книжку, в
которую заносит все его новые слова. И когда приходят гости, с
гордостью сообщает, что за эту неделю ее ребенок освоил на два
слова больше, чем за прошлую. Это очень тонкий случай насилия
над личностью, поскольку ребенок, который тут же лежит в
кроватке весь мокрый и грязный по уши, все это прекрасно
слышит. Он готов для любимой мамы в лепешку расшибиться, только
бы она была им довольна. Но его принуждают к интеллектуальным
усилиям, к которым он еще не готов ни физически, ни морально,
но не приучают к чистоте -- а к этому он как раз и готов (и
физически и морально).
А как же любовь? Ведь известно: "Главное -- любить
ребенка, все остальное сложится само собой". Так вот, к
сожалению, все устроено значительно сложнее. Теперь, наконец, я
перехожу к главному, о чем собираюсь рассказать. Это книга
моего любимого автора Бруно Беттельгейма "Не только любовь".
Мой план таков: сначала о Беттельгейме и о его книгах. Затем
несколько общих слов о его Школе, куда попадают искалеченные
нами дети. А потом мы проведем там вместе с ними один день. Мы
увид