465fe176     

Максимович Геннадий & Чкалов Игорь - Подготовленная Катастрофа



Геннадий Максимович, Игорь Чкалов
Подготовленная катастрофа?
Обстоятельства гибели В. П. Чкалова в 1938 году при испытании нового
истребителя И-180 долгое время не вызывали сомнений. Все придерживались
официальной версии - случайность. Но затем начались публикации множества
противоречивых версий. Например, американские историки авиации откровенно
говорили об умышленном убийстве русского пилота с мировой славой. Заявляли
в свое время об этом же наши летчики - Г. Байдуков и А. Серов.
Свой взгляд на то, что произошло 54 года назад на Ходынском поле в
Москве, сложился у сына летчика, полковника Игоря Чкалова и журналиста
Геннадия Максимбвича. Об этом они и размышляют на страницах нашего журнала.
И. Ч. Мой взгляд на судьбу отца и на причины его гибели, наверное, в
чем-то пристрастен, поскольку основан не только на документальных, но и на
частных свидетельствах. Мне в 38-м году было всего одиннадцать лет. Отец
хотя и не очень хотел, чтобы я в дальнейшем стал летчиком, но все же начал
готовить меня, брал с собой на аэродром, показывал технику, знакомил со
знаменитыми пилотами.
Когда беда пришла к нам в дом, многие друзья и сослуживцы отца обсуждали
со мной то, о чем не решились бы заговорить со взрослыми людьми.
Мы еще вернемся к этому, а сейчас лучше попытаемся разобраться, чем же
"провинился" Валерий Павлович Чкалов. Погиб он 15 декабря 1938 года во
время испытательного полета на истребителе И-180 конструкции Н. Н.
Поликарпова.
Г. М. Вы, конечно, помните те дни?
И. Ч. Да, помню сообщения радио и газет. Главы правительств почти всех
стран мира прислали тогда свои соболезнования. 18 декабря состоялись
похороны. Все люди, стоявшие в тот морозный день на Красной площади, сняв
шапки, прощались со своим героическим сыном. Мимо его могилы проходили
войска, склонив обвитые трауром боевые знамена. А через несколько минут
проплыли серебристые скоростные бомбардировщики, пронеслись эскадрильи
истребителей - наша авиация отдавала последнюю дань своему герою.
Неожиданно на предельно малой высоте, чуть не задевая шпилей
Исторического музея, пронеслись крыло в крыло три краснокрылые чудо-птицы.
Над храмом Василия Блаженного они вертикально врезались в морозное небо.
Выполнив строем разворот, вновь снизились над площадью и так низко, что
прошли между Спасской башней Кремля и куполами храма. Этот высший групповой
пилотаж впервые над Красной площадью был исполнен учениками Чкалова под
руководством его друга Анатолия Серова...
Г. М. Да, сегодня подобные пируэты над Красной площадью "разрешается"
делать только Русту. А жаль, наверняка и сейчас нашлись бы наши летчики
высшего класса, которые смогли бы продемонстрировать каскад фигур высшего
пилотажа над главной площадью страны.
И. Ч. Тут вы совершенно правы. И по сей день не только советские, но и
летчики иностранных армий применяют чкаловские приемы пилотажа.
Мне непонятно бывает порой многое. Скажем, почему в декабре 1958 года, то
есть ровно через 20 лет после гибели отца, город Чкалов обратно
переименовали в Оренбург? Тогда-то и занялся я основательно изучением жизни
Чкалова, хотелось многое понять, во всем разобраться.
Я начал изучать все доступные документы, расспрашивать людей, лично
знавших отца, хорошо помнящих то время. Но слишком часто вместо ответов на
мои вопросы я сталкивался с новыми загадками. Возьмем хотя бы историю с
переименованием.
В декабре 1958 года я по делам службы оказался в Чкалове-Оренбурге.
Узнав, что я сын Валерия Павловича, меня пр



Содержание раздела