Мамедгулузаде Джалил - Восточный Факультет
Джалил Мамедгулузаде
ВОСТОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Приемные экзамены на восточном факультете университета окончились 12
сентября 1920 года, а на другой день, то есть 13 сентября, молодой аджарец
Халил Абульгасанзаде, явившись в университет, понял, что он опоздал, так как
одни, успешно сдав экзамены, остались, а другие, не сдав, разъехались по
до-мам.
Абульгасанзаде был несколько расстроен и просматривал всевозможные
объявления, прибитые к побеленным стенам длинного университетского коридора,
надеясь найти список принятых на восточный факультет, но такого списка не
могло быть еще на стене по той простой причине, что совет профессо-ров должен
был состояться только в этот день вечером и утвер-дить списки принятых и
непринятых на факультет.
Не найдя ничего утешительного для себя, Абульгасанзаде Халил направился в
профессорскую. Навстречу ему вышел про-фессор медицинского факультета
известный медик Иванов. Ра-зумеется, Халилу он не был нужен, а нужен ему был
кто-нибудь из профессоров восточного факультета, например, профессор
Сулейманбек или другой кто-нибудь. Поэтому Халил вынужден был спросить о них в
профессорской.
В этот момент, к счастью для Халила, вышли из профессор-ской Сулейманбек и
еще преподаватель восточного факультета Ахмед Заки-эфенди (прекрасный человек)
и тут же, в коридоре, выслушали молодого человека. Профессор Сулейманбек сразу
ответил, что уже поздно. Халил начал горячо просить и умо-лять, и, кажется,
преподаватель Ахмед Заки смягчился. Он приблизился к профессору Сулейманбеку и
что-то сказал ему вполголоса. Два педагога несколько минут пошептались между
собой и подозвали Халила Абульгасанзаде.
- Ты же сам видишь, что экзамены кончились, - сказал ему
преподаватель Заки-эфенди, - ты опоздал, упустил время. Но, по правде
сказать, и мне, и профессору Сулейманбеку жаль тебя. Если ты подготовился к
экзамену, то мы зададим тебе тему и ты напишешь сочинение тут же при нас.
Напишешь хорошо и докажешь нам свои знания и способности, включим твою работу
в число тех, которые были написаны вчера, и пере-шлем в комиссию Наркомпроса.
Если там найдут твою работу достойной, то, может быть, и примут тебя.
Радости Халила не было конца. Все трое вошли в аудито-рию, и профессор
Сулейманбек подошел к черной доске, взял двумя пальцами мел и написал
по-азербайджански:
"Что посеешь, то пожнешь".
Написав эти слова, он повернулся к Халилу и сказал:
- Напиши статью на эту тему, не очень длинную и не очень короткую, ну,
примерно страницы четыре или около того.
Халил кивнул головой и сел писать. Профессор Сулейман-бек и преподаватель
Ахмед Заки-эфенди вышли в коридор, достали папиросы и начали курить.
Обычай задавать учащимся темы для письменных работ перешел к нам от
русских педагогов.
Тема - это содержание статьи, сочинения. Например, в какой-нибудь книжке
говорится о тифе, значит, тема этой книж-ки тиф. Кто-то берется писать о
каком-нибудь поэте, так этот поэт и будет содержанием, темой данной работы.
Кто-нибудь, избрав для себя тему по определенному вопросу, пишет целую книгу,
например: "Влияние монархического строя на нравст-венность" или "Связь климата
страны с психическим укладом местного населения" и тому подобное.
Разработать какую-нибудь тему, то есть написать работу на заданную тему, с
одной стороны, довольно трудно, а с другой - совсем легко. Трудно потому, что
часто не знаешь, что писать, с чего начать, чем кончить. Тема-то состоит всего
из двух слов, а тебе надо выдумать и написать по крайней ме